Боевые роботы и мехи: искусственный интелект или его отсутствие — что лучше?

Вы никогда не задумывались, каким интеллектом должен обладать робот? Это должна быть полностью запрограммированная машина, а — ля терминатор или это должна быть просто оболочка, подобно MechWarrior’у, которая не функционирует без команд пилота? В разрез с последним можно вспомнить TitanFall и местных титанов, что наделены способностью действовать самостоятельно. Примеров много, разбирать всех не имеет смысла, но взять во внимание основных представителей для лучшего оперирования данным вопросом разумеется стоит. Так, предлагаю поделить искусственный интеллект (далее ИИ) на три группы:
Группа 1 — роботы (мехи), не способные передвигаться, думать и действовать самостоятельно, до тех пор, пока человек не отдаст команды. Это — MechWarrior, Lost Planet, Тихоокеанский рубеж.
Группа 2 — роботы, умеющие, вне зависимости от человека, принимать решения и действовать с учётом обстановки и имеющий собственный интеллект (разум). Это — TitanFall, Железный человек.
Группа 3 — роботы, имеющие собственный интеллект, разум и моральные принципы (не подвергшиеся влиянию со стороны). Это — Терминатор, Трансформеры.

Хотел бы отметить ещё  фильм «Живая Сталь» и «Робокоп», но это скорее уникальные случаи. В случае с первым, интерес представляют роботы второго поколения, а следующие ничем не отличаются от игрушек на пульте управления. Роботы умеющие копировать движение людей очень интересная штука, но такой робот вряд ли станет боевым, если только это не Егерь из Тихоокеанского рубежа, но об этом чуть позже. Робокоп так же попадает под частный случай, потому что будет проще не людей «приваривать» к костюму, а  сам костюм наделить ИИ и отдавать ему команды из какого — нибудь штаба.
 
Перед тем, как перейти рассуждению основного вопроса, определим, что же такое ИИ.
Дабы не быть голословным, укажу ссылку на статью автора этого термина (понадобится знание английского) — Джона Маккарти. Там он приводил следующее определение: 

«Это наука и технология создания интеллектуальных машин, в особенности – интеллектуальных компьютерных программ. Искусственный интеллект связан с задачей использования компьютеров для понимания работы человеческого интеллекта, но не ограничивается использованием методов, наблюдаемых в биологии.»

Если вкратце, то ИИ тесно связан с вычислительной составляющей, которая помогает субъекту достигать определённых целей.

Так же хочу обратить ваше внимание на то, что всё написанное далее, является лишь моим мнением и только им. Уместно будет данный материал охарактеризовать, как «авторский очерк». Мне интересны роботы по своей природе, но не те, которых сейчас делает Boston Dynamics, а те, которых делает Stark Industries во вселенной Marvel. Мне так же интересен космос и межзвёздные перелёты, sci — fi в целом, но мне не прожить достаточно долгую жизнь, чтобы увидеть ретранслятор из Mass Effect, чтобы взять и сесть в боевого меха. Именно поэтому я люблю иногда рассуждать на тему «а что будет, когда меня не станет». Наверное, поэтому я люблю такие фильмы, как Тихоокеанский рубеж, Грань будущего, Робот по имени Чаппи, поэтому мне нравится книга Q.U.E.S.T и вся сага об Эндаре. Если у вас есть желание поучаствовать в рассуждениях на данные темы, пожалуйста, буду только рад. 

 

Группа 1: Мехи, Егеря, Бронекостюмы

Раз в начале я затронул фильм Тихоокеанский рубеж, то с него и начнём, а именно с Егерей: местный вид боевых роботов.

— Запуск нейросинхронизации.
— Синхронизация завершена успешно.
— Калибровка правого полушария.
— Калибровка левого полушария. 

Главное отличие Егеря от привычных мехов — это обязательное наличие второго пилота, а так же нейрокомпьютерная связь между ними. То есть, чтобы управлять этой махиной у вас обязан быть напарник, но и это не всё, вас подключают к специальному интерфейсу (компьютеру) после чего разум пилотов через воспоминания друг друга сливается воедино через так называемый «Дрифт». Это позволяет разделить управление огромным роботом между собой — по одному полушарию на каждого.
Какие проблемы преследует данная технология? Найти напарника будет сложнее, чем одному сесть в того же самого меха и начать им управлять. К тому же есть шанс, что, выбрав второго пилота, который казалось бы подходит по всем параметрам, не сможет совладать с разумом и воспоминаниями первого, что хранятся у того в голове. От сюда вторая проблема — нужна эмоциональная стабильность у обоих пилотов или отсутствие эмоций как таковых.
Что касается плюсов — это размеры. В высоту Егеря могут достигать 85 метров, тогда как Оптимус Прайм, к слову, всего 40. Вторым плюсом будет являться как раз таки наличие второго пилота. Представьте, что будучи пилотом, ваше внимание будет сконцентрировано на левой или правой части приборной панели, а не на всей панели в целом. Конечно в группе из двух человек может присутствовать недопонимание. В этом случае разумнее будет повысить одного из пилотов до уровня командира, который и будет отдавать общие приказы, дабы не было разногласий в действиях.

Стоит ещё вспомнить про систему управления. На кадрах выше видно, что пилоты и робот — едины, приборная панель есть, как и переключатели, но основное управление — это движение пилотов. Движение человека — есть движение робота. Сейчас есть даже нечто похожее по смыслу, но далёкое по виду устройство для игроков, называемое Virtualizer. Похожая система, если не точная, была в «Дети Шпионов 3».
Куда проще с этим дела обстоят в MechWarrior. Один пилот, один робот, ни каких тебе дрифтов, напарника и дополнительной головной боли. Сел и нажимай себе на кнопки, рычаги, пока мех делает всё остальное.

Да ещё и затраты на производство всяко меньше, учитывая размеры. Здесь, скорее, остро встанет вопрос об эффективности в глобальном смысле, но не локальном. Что лучше — построить трёх Егерей или шесть Мехов? Вторые точно проворнее, особенно, если нужно действовать максимально быстро, но с этим лучше справится Бронекостюм из Lost Planet.

Посадка и высадка происходит максимально быстро, в сравнении с предыдущими двумя примерами. В скорости и манёвренности Мехи и Егеря так же проигрывают. Минусом здесь так же остаётся малая боевая сила, а, если противником вдруг окажется Годзила, то даже десять таких роботов мало что сделают.

В итоге: следуя определению Маккарти, то в первой группе ИИ максимум за что отвечает, так это за сбор данных о противниках, месте действия, окружающей среды и так далее, и делится ими с пилотом, который уже исходя из полученной информации решает как поступать в той или иной ситуации. 

Группа 2: Титаны, Джарвис.

«Директива №1: Установить связь с пилотом
Директива №2: Выполнять задание.
Директива №3: Защищать пилота»

                                                                  Б.Т. — 7274

Знакомьтесь Браво-Танго-7274, можно просто БиТи. Главный титан из одиночной игры Titanfall 2. С него и начну, а именно с директив, но с небольшой поправкой на реальность. Существует три закона робототехники в научной фантастики, впервые сформулированные Айзеком Азимовым.

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Б.Т., как робот с полноценным ИИ шагнул далеко вперёд, оставив позади первую группу. Это не просто мех, способный выполнять ваши приказы в стиле «жди», «иди», «атакуй на поражение», он в состоянии отвечать эмоциями на ваши эмоции, в состоянии переживать и тому подобное. 
Даже, если не вдаваться в технические особенности, то и так ясно, что выпускать подобного робота в «свободное плавание» очень рискованно, в следствии чего, он должен пройти кучу проверок прежде чем ему доверят соблюдать все три закона. Если ошибка коснётся одного из законов, то возникнут большие проблемы, в первую очередь у пилота, затем у тех кто занимался программированием этой махины. 
Так же минусом будет являться личная привязанность, при условии, что пилот не эмоциональный импотент. Для него этот робот будет больше, чем просто экзоскилетом и машиной.

— Я не потеряю ещё одного пилота.
— Не волнуйся, Б. Т… Я никуда не денусь. Доверься мне.

Хотя третий закон и гласит, что робот должен заботиться о себе, но привязанный пилот так же будет чувствовать ответственность перед ним, что влечёт за собой возможный процент депрессии при гибели робота. Хотя этого можно избежать, но как, опишу через пару предложений. 
За всеми минусами, которые больше носят моральный характер, есть масса плюсов. Например, разделение обязанностей. Можно выйти из робота, отдать ему приказ «действуй по обстоятельствам», в то время как пилот будет зачищать небольшое помещение или можно сказать «отвлеки тех противников, пока я…» и скрытно пробраться куда нужно. 

Ранее я обмолвился о способе как не впасть в депрессию на почве гибели вашего любимого робота. Способ этот — Джарвис (нынче Пятница). Как это понимать. Джарвис (англ. JARVIS) — полноценный ИИ, разработанный и написанный Тони Старком. В отличии от ИИ в БиТи этот способен «перепрыгивать» из костюма в костюм (да и не только в костюм), оставаясь при этом всё тем же Джарвисом, что и был пару мгновений назад. То есть, ломая костюм, Старк не впадает в депрессию и не грустит об утрате друга, просто потому что тот свободно гуляет по всему интернету, а не привязан к конкретному месту (не берём во внимание события из Мстители: Эра Альтрона). 

Он способен шутить, понимать шутки, отвечать сарказмом на сарказм, но тем не менее, не игнорирует те самые три закона робототехники и в первую очередь заботится о том, кто сейчас находится внутри костюма. Плюсов у такого сотрудничества вагон и маленькая тележка, а вот минусы можно пересчитать по пальцам. Если брать во внимание фильм, то данный костюм собственность одного человека и ни о какой армии «железных консервных банок» речи идти не может, но тем не менее, создатель сам в состоянии построить армию при необходимости, что наглядно и демонстрирует третья часть фильма «Железный человек» и выше упомянутые «Мстители». Ну и так как это ИИ, то его, как и другие возможно взломать, а значит нужна не просто отличная защита, а неприступная крепость, чтобы ни один хакер не смог обойти её.

В итоге: если первая группа — это далёкое будущее, то вторая группа — очень далёкое будущее. Изобрести сейчас робота не составляет проблем, много кто это делает, да и команды можно научить его выполнять, но на сколько далёк тостер от автомобиля, на столько же далёк Atlas от Титана.

Группа 3: Трансформеры, T — 800

Хоть Трансформеры и Терминатор находятся в одной группе, между ними на самом деле огромная пропасть. Первые инопланетяне, второй — вышедший из под контроля ИИ (SkyNet), созданный людьми. С Терминатором не всё так однозначно. Я в скобках указал «не подвергшиеся влиянию со стороны», то есть Терминатора здесь быть не должно вообще. Во — первых, его создал SkyNet, а во — вторых, в дальнейшем его перепрограммировал человек (речь о Т — 800), получается, что влияние исходит сразу с двух сторон. Если брать более новые Т — 1000, и так далее, то их всё так же создаёт SkyNet, но сам SkyNet создали люди, то есть как ни крути, а вмешательство имеется, но более лучшего примера, у меня нет. К тому же, гадать на тему «восстание машин» имело и до сих пор имеет место быть. Поэтому пусть те скобки относятся лишь к Трансформерам.

За основу для раздумий возьму Т — 800 и вот почему. Он единственный, кто имеет моральные принципы и чувства (к концу «Терминатор 2: судный день» они прослеживаются очень явно). Все последующие версии терминаторов, являлись лишь машинами для убийства, созданные SkyNet, поэтому здесь максимум прозрачности: создать > запрограммировать убивать > готово.
Написание ИИ для роботов не такая уж и фантастика, об этом я писал выше. Сложность в том, чтобы полноценно заставить робота быть «человечнее». Если удалось создать такого робота, понимать его человеческие чувства и речь, разговаривать с ним не по ранее заготовленным фразам, а, чтобы он сам мог выстраивать цепочку предложений из собственных мыслей: получится Т — 800, но, что он может, кроме как убивать? Джарвис вот способен в тот же тостер вселиться и сделать его умным, ИИ Терминатора на такое явно не способен (по крайней мере в фильме не мог). Так же он не сможет вместить в себя пилота. Значит единственная его (Терминатора) задача: служить и защищать, испытывая при этом разного рода чувства, как к защищаемому субъекту, так и окружающим объектам.

С Трансформерами куда проще, но в тоже самое время сложнее. Дилемма. С одной стороны это по своему независимая ни от кого раса разумных существ, с другой, данная тема может завести рассуждения в другой поток и вот я уже пишу не про ИИ как таковой, а про наличие других рас в галактике.

Да и можно ли отнести ИИ к Трансформерам, если эта такая же раса, как люди? Боюсь, что нет. Получается, что третья группа — это группа исключений и сюда можно внести все, что не попадает под описание первой и второй групп.
Что до Трансформеров, то, если откинуть их инопланетную принадлежность и предположить, что их создали люди, то получаются вполне себе утилитарные роботы, способные и бой принять и транспортом побыть для человека.

В итоге: группа 3 скорее исключение из общих правил. Если сюда и подходит описание ИИ, то частично.

Общий итог: Интереснее всего с точки зрения происхождения выглядит группа 3. С точки зрения управления роботом группа 1. А с точки зрения взаимодействия группа 2. 
Можно углубиться в данную тему, изучить вопрос создания ИИ, его внедрения в робота, чтобы больше понимать, как это работает. Но простому пилоту обычно всё равно, каким образом его Мех передвигается. Ему главное знать за что отвечает вон те тумблеры и переключатели на приборной панели. Другое дело, если ваш робот из группы 2, но даже так, разве пойдёт пилот к техническим специалистам за программным кодом? Не имея нужного образования, он вряд ли что — то да поймёт.
Эта тема объёмная, а примеров больше, чем здесь есть. Можно вспомнить «Я — Робот», «Двухсотлетний человек», «Район №9», «Морской бой», «Война миров», «Страховщик», «Чужой» и так далее, всё и не упомнить.
Даже можно приложить к данной теме вопрос о кибер — панке, который кажется не таким уж и будущем, скорее уже настоящим в какой — то мере. Но все эти мехи, титаны, бронекостюмы, в том виде, в котором они представлены в играх и фильмах, варп — прыжки, покорение миров в конце концов, всё это останется фантастикой для нашего поколения. Благо для меня и таких людей, увлечённых этой темой, существует масса книг, фильмов и игр. Хотя бы так, но мы можем представить, что ждёт Землю через много много лет.

 

Источник: shazoo.ru

Оставить ответ