Trustlink_200x200Trustlink2_200x200

Штрафы ФАС играют на руку геополитическим противникам?

РСПП и Транснефть не согласны с политикой антимонопольного ведомства.

На прошлой неделе Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял резолюцию «Морские порты в экспортной цепи поставок российских компаний», где выразил «обеспокоенность» позицией Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении российских портов. Спустя неделю президент «Транснефти» Николай Токарев написал письмо руководителю ФАС Игорю Артемьеву, в котором подверг жесткой критике работу ведомства. По мнению российского бизнес-сообщества, действия ФАС наносят непоправимый ущерб портам страны и играют на руку геополитическим противникам России.

Поводом для письма руководителя транспортной монополии стал штраф в 9,74 млрд рублей, который антимонопольное ведомство 3 апреля наложило на Новороссийский морской торговый порт (НМТП) (совместное предприятие «Транснефти» и группы «Сумма») за нарушение антимонопольного законодательства. По оценке экспертов, это около 18% годовой выручки группы НМТП.

Параллельно ФАС предписала еще трем портам выплатить в общей сложности почти 17 млрд руб. штрафов за «установление монопольно высоких цен на перевалку». Под раздачу, помимо НМТП, попали АО «ПКТ» — 4,17 млрд руб., АО «Петролеспорт» и ООО «ВСК» — 1,27 и 1,6 млрд руб. соответственно.

Денис Ворчик из «Уралсиба» назвал штрафы «неподъемными». Эксперты говорят о волюнтаристском подходе при их начислении. По их мнению, такие действия антимонопольной службы только уводят рынок в «серую зону».

Глава «Траснефти» считает, что действия ФАС негативно влияют не только на стоимость пакета ПАО «Транснефть» (35,5%), но и на стоимость принадлежащих государству и планируемых к приватизации акций ПАО «НМТП», что «дает возможность потенциальному покупателю приобрести эти пакеты по минимальной цене», отмечают «Ведомости».

Аналогичной позиции придерживаются ведущие аналитики рынка. По мнению Дениса Ворчика, «действия ФАС могут привести к снижению стоимости бизнеса компании в преддверии продажи 20-процентного госпакета ее акций. Сейчас акции торгуются около средневзвешенной цены за последние шесть месяцев, которая определяет минимальную цену выкупа в случае обязательного предложения».

Другая сторона вопроса — обострение внешней борьбы за рынок мировых грузоперевозок. Действия ФАС вызвали возмущение не только у Николая Токарева и РСПП. В резолюции экспертов союза говорится об ошибочности требования ФАС перевести в рубли портовые тарифы (из-за чего и вырос их рублевый эквивалент в 2014-15 годах) и попытки ограничения нормы прибыли стивидоров. Все это напрямую играет на руку экономическим конкурентам России. Как отмечает «Коммерсант», НМТП стал первым стивидором, получившим предписание ФАС установить «экономически обоснованный» тариф и перевести его долларовую ставку в рубли по курсу 2012 года (сейчас группа НМТП оспаривает это предписание в Арбитражном суде).

В ФАС заявили, что, если предписание не будет исполнено, может быть отменен приказ ФСТ (ныне входит в структуру ФАС) в отношении ПТП от 2013 года, по которому служба не применяет к порту ценовое регулирование на услуги по погрузке, выгрузке, хранению грузов и предоставлению причалов.

Аналитики рынка характеризуют это мнение как «странное», отмечая при этом, что займы для реализации своей деятельности, которые берут порты, рассчитываются отнюдь не по курсу пятилетней давности.

В опросе, который провел РСПП в феврале—марте среди грузоотправителей, стивидоры и грузовладельцы отмечали отставание российских портов от конкурентов в области проведения работ по дноуглублению и модернизации навигационно-гидрографических систем, недостаточное развитие услуг буксиров и ледоколов, и длительность и бюрократизированность процедур оформления грузов, пишет «Коммерсант».

«Выступая за ограничение рентабельности портов, а, фактически, за возврат их за порог рентабельности, ФАС дает понять, что инвестиции в развитие российских портов нежелательны. Еще один удар по реальному сегменту для инвестиций ухудшит и без того неважные показатели в этой области», — отмечают специалисты.

При этом конкуренция за грузовые потоки в Черноморском бассейне обостряется не только по экономическим, так и по политическим причинам. В последнее время резко возросла активность вокруг украинских портов. Киевские власти наметили обширную программу реконструкции черноморских портов с привлечением концессионеров. Одесский порт посетили представители украинской дипмиссии США. Использовать украинские порты с этого года планируют одни из крупнейших портовых операторов в мире Hutchison Ports и DP World.

Напомним, что в конце марта впервые с 2008 года состоялся саммит стран ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), где были подписаны договоры о движении к созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) и взаимном признании таможенных процедур.

Активность ФАС вокруг российских портов странным образов совпала с планами Украины повысить морской товарооборот, отмечают эксперты. Если портам не удастся опротестовать штрафы в судах, то об инвестициях в портовую инфраструктуру в России можно будет забыть на долгие годы.

«Таким образом, странная активность Игоря Артемьева, помимо внутренних проблем с наполняемостью российского бюджета, играет явно на руку нашим геополитическим „партнерам“. Победителей в этом противостоянии не будет, а российская экономика, и так находящаяся не в лучшем состоянии, затормозится на долгие годы», — поделился своим мнением с агентством один из экспертов.

Иван Сергиенко

Источник: rosbalt.ru

Оставить ответ