Ломтик июльского неба: Обзор Metro Exodus

Review

Metro Exodus

Прыжок выше головы

Wanderbraun

13.02.2019 18:00

  • Твитнуть

Крупнобюджетный одиночный шутер от авторитетной компании — редкость во времена засилья игр-сервисов, баттл-роялей и прочих мультиплеерных временных пылесосов. Поэтому релиз Metro Exodus однозначно станет одним из самых запоминающихся событий первой половины 2019 года в игровой индустрии. К счастью, в хорошем смысле.

Серия Metro по сути заняла место S.T.A.L.K.E.R. в сердцах многих фанатов СНГ. В составе 4A Games есть очень много бывших сотрудников GSC Game World, которые всегда делали Metro с оглядкой и с уважением к своему прошлому опыту. Но при этом у них была мечта, цель: сделать что-то, что могло бы затмить одну из наиболее ярких игр в истории отечественного геймдева. Они хотели прыгнуть выше собственных достижений, создать новый шедевр, который навсегда останется в сердцах фанатов. Чтобы мы через 20 лет своим вспоминали не только про S.T.A.L.K.E.R., но и что-то ещё. Разработка Metro Exodus — это в первую очередь попытка превзойти самих себя.

Фундаментальная особенность Metro Exodus состоит в том, что она разительно отличается от предыдущих частей по множеству аспектов. Редко когда встретишь среди крупных разработчиков энтузиастов и пылающими глазами, которые не хотят стоять на месте, а желают меняться и менять мир вокруг себя. Становиться лучше, учиться новому, пробовать новое. И, казалось бы, никто их не просил об этом, но они все равно это сделали. Просто потому, что захотели. Такие люди и доказывают, что игры — это творчество.

В отличие от прошлых игр Metro Exodus не ограничилась одним только московским метрополитеном. Артем и спартанцы покидают Москву на старом поезде и отправляются в путешествие по бескрайней России. Старый полковник Мельник говорит, что везде враги и оккупанты, но чем дальше заводят пути, тем глубже осознание, что война давно окончена. Но не потому, что кто-то победил, нет. В этой войне проиграли все. При этом главная мысль в другом — жизнь за пределами московского метрополитена есть! Там живут люди, живые люди из плоти и крови! Но как они выжили? И что это за люди такие? Мы это ещё узнаем…

Атмосфера и сюжет — краеугольный камень успеха всех частей Metro. Вы когда-то слышали про знаменитую русскую тоску? Вся игра переполнена ею и прочувствовать её на все сто процентов можем только мы — люди из постсоветского пространства. Это психогенетический феномен, осознание бессмысленности происходящего, потерянного будущего, утерянных возможностей. На этом фоне люди верят в то, что завтра будет легче, чем сегодня. Хотя где-то в глубине души все понимают, что эта мечта наивна.

Атмосфера в Metro Exodus — лучшая часть игры. Ты практически чувствуешь эти плавающие в воздухе эмоции, веришь в реальность происходящего. Осознание того, что действие игры происходит в нашем регионе, лишь укрепляет ощущение духовного родства, как будто игра говорит с тобой на “ты”, на понятном для тебя языке.

Спартанцы и весь экипаж поезда становятся самой настоящей семьей для игрока. Разработчики отлично поработали над каждым персонажем, дали всем свои уникальные характеры, желания, манеры разговора. С каждым членом экипажа устанавливается эмоциональная связь — ты веришь в то, что они реальны, что они могли бы существовать в действительности. Чего только стоит возлюбленная Артема по имени Аня. Её отношения с главным героем такие теплые, добрые и, самое главное, правдоподобные, что хочется лишь восхищаться проделанной работой. При этом все герои не статичны — они меняются вместе с происходящими вокруг событиями. Сильный человек проявляет слабость, немощные демонстрируют необычайную волю к жизни.

Спартанцы ищут новый дом, дорога в Москву им теперь заказана. В своих странствиях они посетят множество регионов и локаций, встретят огромное количество людей. Игрок получит возможность свободно исследовать умерший мир, Metro Exodus — это не коридорный шутер, как предыдущие игры франшизы. Каждая глава — это новая локация, новое приключение с уникальным ландшафтом. На всех локациях есть большое количество точек интереса, вроде места обитания чудищ, базы бандитов или места, где можно поспать.

На фоне бесподобности атмосферы и сюжета, этот псевдо-открытый мир Metro Exodus лично мне показался лишним. Многие места в игре не представляют интереса с точки зрения истории. Лишь иногда, почитав валяющийся рядом дневник или послушав аудиокассету, можно понять, чей это труп и что тут произошло. Но обычно нам не дают такой возможности — мы просто находим безымянный труп. Таким моменты ломают целостность происходящего. В сравнение с крупнобюджетными открытыми мирами локации “Метро” порой кажутся неживыми, пустыми и недоработанными.

Metro Exodus не нужен открытый мир, он существует для галочки и не делает игру лучше. Можно только гадать, почему разработчики решили оставить его таким — была ли эта нехватка бюджета, кризис идей или они просто хотели показать, что серия способна меняться во всех своих механиках. Открытый мир есть — он скорее ради соответствия модным нынче трендам, чем для практической пользы. Тем не менее, изучить постапокалиптическую Россию будет интересно, ведь сами локации атмосферные. Возможно, вы найдете что-то интересное там, куда я не заводил Артема.

Все локации игры разнообразны, каждая рассказывает свою историю. 4A Games не побоялась поднять тему многих морально-этических ценностей, вроде политики, религии, свободы и рабства, человечности, любви, верности, семьи, детей. Metro Exodus показывает, что делает с людьми судьба и безысходность, где грань между человечностью и дикостью, героизмом и безумием. Путешествие Артема дает пищу для ума, при этом в ходе игры можно принимать решения, которые в итоге имеют прямое влияние на сюжет и финал. А вот вы бы убили бы маньяка, который промывает людям головы религиозным бредом? А может, он не такой уж и злодей?

Не все главы состоят из крупных локаций. Коридорные миссии в игре также есть — в эти моменты игра максимально сильно напоминает своих предшественников. Идеально вылизанные комнаты и коридоры с интересными сценками, пасхалками, записками и аудиозаписями дают полное представление о том, что за Ад произошел в этом месте и чем в итоге все закончилось. При этом игрок параллельно собирает ресурсы и обвесы для пушек.

В Metro Exodus появился крафт. По всей игре везде разбросаны механические детали и химические реактивы. Из них можно делать патроны, гранаты, фильтры и многое другое. Пользоваться этим надо будет постоянно, так как, например, новые патроны для “Тихаря” найти нигде нельзя — только сделать самому. Но из-за крафта пропала классная фишка, которая лично мне импонировала в предыдущих Metro — если противогаз поврежден, Артем снимал новый с какого-то трупа и надевал его, выглядело очень атмосферно. Тут противогаз можно только чинить, другой не надеть.

Вместе с крафтом дали возможность в любой момент менять обвесы на переносимом оружии. Хотите снайперский прицел и удлиненный ствол для стрельбы на дальние дистанции? Пожалуйста. Враг уже очень близко? За несколько секунд убираете снайперский прицел и ставите что-то подходящее. Из-за этого компенсируется тот факт, что одновременно с собой можно носить только две большие пушки.

Сам ганплей практически не изменился по сравнению с предыдущими играми. Если он вам нравился и раньше, то вы будете чувствовать себя нормально. Если были претензии, они никуда не денутся и в Metro Exodus. Разное оружие ощущается по-разному, обвесы также влияют на стрельбу, отдачу и ощущения. Вот только стрелять приходится в довольно глупых ИИ-противников.

Они не видят Артема прямо перед собой, а в прямом бою подставляются под пули, действую глупо и могут победить только, если задавят числом. Чтобы хоть как-то оправдать врагов, что они не видят Артема в метре от себя, я сделал гамму игры минимальной — дескать, темно, вот и не видят. В предыдущих частях Metro я тоже так делал, чтобы не рушилась атмосфера. Лайфхак работает как часы, пользуйтесь.

У меня сложилось ощущение, что разработчики направляют игрока на путь стелса, Игра сама по себе настаивает на прохождение в стелсе, чтобы избегать лишних смертей, странных перестрелок и открытых столкновений. Это прямой путь к максимально хорошей концовке. Та и кучу любопытных диалогов таким образом можно подслушать.

Геймплей в Metro Exodus по сути остался неизменным. Разработчики взяли работающие механики, отполировали их и разбавили парой небольших дополнений. Да, добавили некоторые фишки, сделали пободие открытого мира в некоторых локациях, но фундаментально ничего не поменялось. Зато качественно поработали над наполнением, атмосферой и сюжетом. Над посылом.

Metro Exodus — это крик души разработчиков из 4A Games. В шутер влито столько эмоций, желания, страсти и любви, что он просто не может оставить равнодушным. Особенно это относится игрокам из пост-советского пространства, которые увидят в игре много родного. Metro Exodus пропитана нашей атмосферой, идеалами и менталитетом, от чего становится родной и понятной с самого начала и до финальных титров. Это первая игра за очень много лет, перед которой я сидел по 14 часов подряд несколько дней подряд, игнорируя внешний мир, требуя продолжения после титров.

Источник: shazoo.ru

Оставить ответ